Войти
/
Регистрация
вход для пользователей

По Пензе с экскурсоводом: Художественное училище (Часть 1)

3 Мая 2018
Полина Елистратова

Корреспондент портала «Пенза-Онлайн» продолжает путешествовать по центру города Пензы в сопровождении профессионального экскурсовода.

Художественное училище

— Улица, где мы стоим, ранее именовалась Садовой, и вела вверх к училищу садоводства, — рассказывает нам наш экскурсовод Светлана Алексеевна. — В то время, 20-ые годы XIX-го века, оно являлось первым в России училищем такого профиля. В 1820-м году император Александр I утвердил проект о создании училища садоводства в Пензе. Проект был разработан и реализован под руководством Управляющего министерством внутренних дел России графа Кочубея.

 Руководить открываемым в Пензе учебным заведением был приглашен из Германии ученый-садовод Эрнст Магзиг, который возглавлял его 33 года. Первыми учениками училища садоводства были крепостные мальчики крупнейших русских помещиков, а также питомцы воспитательных домов Тамбова и Киева. Кроме подготовки садовников на училище возлагалось приобретение и размножение улучшенных пород деревьев и кустарников, семян и цветов. Параллельно с созданием училища, по поручению губернатора Лубяновского, Магзиг занимался созданием городского публичного сада в Пензе (ныне ЦПКиО им. В.Г. Белинского), а также приложил много сил для открытия в городе лютеранской церкви. Поэтому эта улица и звалась Садовой.

Правда, так она называлась до середины прошлого века, когда в связи со 150-летием со дня рождения поэта, была переименована в улицу Лермонтова, по которой мы с вами сейчас и отправимся вниз.

Но! Сначала вопрос к вам. Одно из красивейших зданий Пензы. Чтобы построить его именно на этом месте была даже дана денежная взятка. Что это? Даю подсказку. С постройкой этого здания связано имя одного из руководителей Третьего жандармского управления России. А также имя человека, которого 66 академий мира приняли в свои почетные академики, а Британская и Германская академии наградили золотыми медалями. Архитектурный же проект здания разрабатывался подобным образом только для трех зданий в России — два из них в Санкт-Петербурге, а одно у нас. Кто-то уже скажет мне, о каком строении идет речь?

— Здание нашего Художественного училища! — хором восклицают спонтанно примкнувшие к экскурсии юные художники.

— Да, именно! – улыбается Светлана Алексеевна. — Художественное училище — жемчужина пензенской архитектуры. А постройкой его занимался по завещанию бывшего губернатора Пензенской губернии Селиверстова, будучи его душеприказчиком, известный путешественник Семенов-Тян-Шанский.

В тени деревьев Лермонтовского сквера по узенькой аллейке мы движемся вниз, останавливаясь напротив центрального входа в училище.

– Перед нами одно из старейших художественных учебных заведений России, –говорит экскурсовод. – Основано училище на средства генерал-лейтенанта Селиверстова, бывшего в свое время губернатором Пензы. Вот, что сказано об этом в документе: «...в память моей бытности Пензенским губернатором, завещаю городе Пензе триста тысяч рублей и всю мою коллекцию книг и картин на предмет учреждения рисовальной школы наподобие Штиглицевской...». Так полюбилась ему Пенза: уже будучи в Париже, он завещал городу постройку объекта культуры.

Здание художественного училища — памятник истории и архитектуры федерального значения, построено по проекту гражданского инженера Максимова. Школа имела целью – еще одна цитата документа — «образование живописцев, скульпторов и рисовальщиков для надобностей художественно-промышленного производства и содействия художественному развитию местного населения». Здание сооружали восемь лет. Редчайший случай — строили сразу под художественное училище, и до сих пор оно в этих же стенах! Первоначально училище носило имя основателя — Николая Дмитриевича Селиверстова.

 Он оставил заметный след в истории Пензенской губернии, всемерно содействовал созданию земства. При нём в Пензе было открыто несколько образовательных учреждений: Земская фельдшерская школа (ныне Пензенское медицинское училище), Первая женская гимназия (здание кирпичного стиля, которое мы с вами только что видели), Мужская прогимназия, начал действовать механический завод Крюгера и другие предприятия, была учреждена ссудно-сберегательная касса при Казённой палате и Казначействе. На здании имеется мемориальная доска, напоминающая об основателе Селиверстове.

— Да, эту доску я знаю, — подтверждает юноша-художник.

— Открытие Пензенского художественного училища имени Селиверстова состоялось за два года до начала ХХ-го века (2-го февраля 1898-го года), — продолжает Светлана Алексеевна. — Обучение было платным по специальностям: живопись, скульптура и прикладное искусство. Обучение проходило в четырех классах. Разделение по специальностям начиналось с головного класса. В младший класс принимались лица обоего пола не моложе двенадцати лет. ПХУ очень скоро приобрело широкую известность, как одно из лучших художественных учебных заведений, привлекая в свои стены молодежь со всей страны.

Большую культурную работу проводили музей и библиотека. Первым же директором училища стал академик живописи Константин Аполлонович Савицкий, избранный для этого Санкт-Петербурской академией художеств. Он внес ряд изменений в планировку и конструкции здания, отдал много сил оснащению училища необходимым оборудованием и пособиями, заложил основы «учебного заведения нового типа».

Осуществлять задуманное Савицкий пригласил из Москвы живописцев П. И. Коровина, Н. К. Грандковского, скульптора К. А. Клодта, из Санкт-Петербурга – прикладников К. Н. Жукова, О. М. Кайзера, учителей местных гимназий для преподавания общеобразовательных предметов. Его имя и было в советский период присвоено училищу, а также картинной галерее города. Расскажу вам об одном из курьезов, связанных с именем Савицкого.

Все знают картину «Утро в сосновом лесу», и даже автора все смогут назвать, но далеко не все знают, что Шишкин писал её в соавторстве с Савицким, который, собственно, мишек-то и запечатлел. И даже больше, подсказал сюжет картины Ивану Ивановичу Шишкин именно Савицкий! Изначально на картине стояли обе подписи, но, когда картину приобрёл Третьяков, он стер вторую подпись. Ведь в картине, говорил он, «начиная от замысла (!) и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Пейзаж великолепный, но знаменитой картина стала не столько из-за этого, а именно из-за медведей, её в советское время чаще даже называли неправильно — «Три медведя»…

Источник фото:ru.wikipedia.org,old-penza.livejournal.com,www.hro.org


Теги: По Пензе с экскурсоводом: Художественное училище (Часть 1), Пенза, Пенза Онлайн, ПХУ Пенза, Пензенское художественное училище, Россия, РФ, город на Суре, Савицкий, Коровин, Жуков, Клодт, Кайзер, Санкт Петербург, Третьяков, Грандковский, культура, искусство, живопись, графика, Шишкин, улица Лермонтова, Лермонтов, сквер, экскурсия по Пензе, экскурсовод, экскурсия, проект, Тамбов, Киев, Николай Селиверстов, Семенов Тян Шанский, Максимов, школа

18
Комментарии (0)
Добавить комментарий