Войти
/
Регистрация
вход для пользователей

Сергей Казаков: «Театр — не место для религии и политики!»

18 Января 2018
Художественный руководитель Пензенского областного театра им. А.В. Луначарского Сергей Казаков рассказал порталу «Пенза-Онлайн» об итогах календарного года. Также в беседе мы коснулись нескольких вечных тем, связанных с театром, и не только...



— Сергей, расскажи, каким был прошедший год для Пензенского областного драматического театра?

— Скажем так: 2017 год не стал революционным, но был насыщен действительно яркими событиями. Причем яркими как для пензенского зрителя, так и для российской театральной общественности. В первую очередь хочу отметить Второй Международный театральный фестиваль «МаскерадЪ», который у нас случился благодаря поддержке губернатора. Надеюсь, фестиваль станет брендом Пензенской области, а в некотором роде он уже им стал. Его знают далеко за пределами нашего региона. «МаскерадЪ» проходит раз в два года.

Темой первого фестиваля, как мы все помним, было творчество Лермонтова, нынешнего, в год 100-летия Октябрьской революции, — советская драматургия, а в следующий раз, в 2019 году, «МаскерадЪ» будет посвящен Всеволоду Мейерхольду. Это поистине событие всероссийского масштаба.

Второе значимое событие — долгосрочный проект «Из-под пера». В рамках него мы уже в третий раз получили грант Министерства культуры РФ на постановку пьесы Елизаветы Трусевич «В зале есть врач?» — пьеса эта стала одним из победителей конкурса по поддержке современной драматургии. Спектакль поставил Ансар Халилуллин и получил высокую оценку известных театральных критиков. В частности, постановку отметили председатель экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска» Александр Вислов и ректор ГИТИСа Григорий Заславский. Сейчас у нас приняли заявку на участие этого спектакля в «Золотой маске».

Также в проекте «Из-под пера» состоялось событие мирового значения. Впервые в России была в виде эскиза показана предсмертная пьеса Славомира Мрожека «Карнавал, или Первая жена Адама». До нас ее сценическое воплощение состоялось лишь на родине автора — в Польше. В планах театра — поставить пьесу Мрожека и включить ее в репертуар.

Кстати, в театральном мире есть некое негласное творческое состязание. Например, мы в свое время первыми в России поставили пьесу Юрия Полякова «Как боги», опередив с премьерой Белгородский областной драматический театр всего на один день. Сейчас эта пьеса с успехом идет по всей стране, но мы стали ее первооткрывателями.

Еще один наш значимый проект — «Открытая сцена — молодым». Его цель — предоставить молодым актерам возможность реализовать свои режиссерские амбиции. Амбиции — в хорошем смысле слова. Дело в том, что у каждой творческой личности, в конце концов, наступает период, когда человек думает, что жизнь прожита зря. Ведь театр — отчасти насилие над артистом. Он делает все, что скажет режиссер. А тут актеру предоставляется полная свобода действий.

Необязательно, что такой экспериментальный спектакль будет сразу же внесен в репертуар театра. Может, этого вообще не произойдет. Но, например, поставленный Никитой Кузиным спектакль «Любовь до потери памяти» собрал полный зал восемь раз подряд. Разумеется, мы включим его в репертуар.

— Знаю, что у театра было много гастролей. В том числе зарубежных…

— Да. Осенью, на день рождения Михаила Лермонтова мы вместе с сотрудниками музея-заповедника «Тарханы» были в Австрии. Играли композицию по его произведениям. В декабре ездили в Венгрию. На сцене российского культурного Центра в Будапеште показали спектакль «Сублимация любви». По России тоже ездили. В частности, в Тамбове, на Всероссийском театральном фестивале имени Н.Х. Рыбакова показывали спектакль «Путь левой руки», и наши заслуженные артистки Галина Репная и Наталья Старовойт взяли приз за лучший сценический дуэт.

— Некоторые относятся к театру как к развлечению. Насколько, по-твоему, они правы?

— У нас есть определенное представление о театре. Которое, в любом случае, предусматривает созидание и развитие. Будь то вперед, вверх или вбок, но обязательно развитие, а не развлечение. Но есть консервативный взгляд околотеатральной элиты, на который мы могли бы не обращать внимания, но он задевает за живое.

Приведу пример. К новому году мы выпустили сказку «Белоснежка». Мы каждый раз принципиально ставим к праздникам новый спектакль, считая, что Новый год — это не бессмысленное топтание у елки. Должен быть еще и воспитательный момент. Кстати, каждый новогодний спектакль после 50-кратной обкатки в каникулы затем тоже вводится в постоянный репертуар театра. Тем самым мы привлекаем молодого зрителя.

Так вот. Я стал свидетелем одного диалога в зале во время спектакля «Белоснежка». Ребенок восторженно кричал: «Мама, смотри какие чудесные гномики!» На что мама оборвала его: «Что тут смотреть — пришили поролоновых кукол к трико и все дела, ничего чудесного».

Скажите мне — зачем это? Ребенку нравится, он верит в сказку, зачем разрушать это представление? Театр несет созидание, но не разрушение. Мы делаем все, что можем. Вы послушайте детей, что они скажут о «Белоснежке»? Только хорошее. А вот некоторые родители, к сожалению, пытаются выискивать негатив.

То же самое касается и «взрослых» спектаклей. Еще пример. В прошлом году мы поставили спектакль «Визит алой дамы» по пьесе классика XX века Фридриха Дюрренматта. Спектакль этот — про жизнь, любовь, деньги, предательство… По сюжету пьесы отец главной героини — архитектор. Правда, единственное, что он сделал по роду своей деятельности, так это вокзальный туалет. И он у нас в соответствии с авторской ремаркой стоит на сцене.

Многие видят на сцене замечательную игру прекрасной актрисы Натальи Старовойт, яркие костюмы, необычные мизансцены, песни и танцы. Но некоторые видят только туалет, о чем спешат рассказать на своих страницах в Фейсбуке и ВКонтакте. Друзья мои, если вы хотите увидеть туалет, вы только его и увидите. Причем где угодно. Повторюсь, но скажу, что у нас нет ни одного пошлого и циничного спектакля. Даже в непритязательных, казалось бы, комедиях есть глубокий смысл. Мы направлены на созидание, развитие души. Не разрушайте это мировоззрение!



— Есть ли у театра какие-то запретные темы?

— Театр не должен делать две вещи. Во-первых, он не должен вставать на позицию какой-то определенной религиозной конфессии. Ни в коем случае. Никакой религиозности. На божественную позицию — да. Это любовь, жизнь… Надо помнить, что в зале среди зрителей сидят люди самых разных конфессий, поэтому идти на провокации нельзя.

Все продолжают обсуждать эту историю с фильмом «Матильда». Я считаю, в этом споре неправы обе стороны. Режиссер знал, на что шел. Он знал, что будет скандал. Так и случилось.

Второе — театр ни в коем случае не должен заниматься политикой. Несмотря на мою общественную деятельность, вы не увидите в спектаклях нашего театра «политических игр». Даже если кто-то для себя что-то додумывает, я возвращаю его к вопросу туалета. Кто хочет его увидеть — увидит. А у нас одна политика — политика созидания.

Тэги: Сергей Казаков: «Театр — не место для религии и политики!», Сергей Казаков, театр, религия, политика, Пензенский областной драматический театр, драматический театр, драмтеатр, Пенза Онлайн, МаскерадЪ, Пензенская область, фестиваль, Всеволод Мейерхольд, проект, Из под пера, В зале есть врач, Ансар Халилуллин, спектакль, Александр Вислов, Григорий Заславский, Золотая маска, Славомир Мрожек, Никита Кузин, Любовь до потери памяти, репертуар, Михаил Лермонтов, Сублимация любви, Путь левой руки, Галина Репная, Наталья Старовойт, Белоснежка, праздники, Визит алой дамы, мировоззрение, Матильда, политика

7
Комментарии (0)
Добавить комментарий