Войти
/
Регистрация
вход для пользователей

Дмитрий Димаков: «Татлин — русский Да Винчи»

29 Декабря 2017
Мы продолжаем рассказ о родоначальнике конструктивизма Владимира Татлине. Он родился 28 декабря 1885 года. С Пензой уникального живописца, графика, дизайнера и театрального художника связывают годы учебы в художественном училище, которое Татлин закончил в 1910 году. О своих исследованиях рассказывает архитектор Дмитрий Димаков.

Да Винчи — человек, опередивший свое время даже, несмотря на то, что он является гением Возрождения. А Татлин, будучи футуристом по убеждению, должен был себя пробовать в различных видах искусства. Уже тогда была установка, что не может быть художник только лишь живописцем, надо искать какие-то синтетические формы.



Обучаясь в Пензе, он участвовал в вечерах « Нового искусства» — кружка пензенской интеллигенции, где музыка, мелодекламация, чтение стихов, театр, свет и декорации воспринимались едино. Так что да, Татлин в чем-то сродни да Винчи. У него даже была кличка — «Московский Леонардо», поскольку он работал над созданием махолета — аппарата, аналог которому был и у да Винчи. Однако, несмотря на то, что принципы работы этих аппаратов близки, говорить о повторе нельзя.

Научиться летать


В этом году в Третьяковке отреставрировали «Летатлин» — единственную из трех сконструированных художником моделей, которая сохранилась. Вообще это экземпляр принадлежит Музею авиации в Монино, но там не очень хорошие условия для хранения произведения искусства.

Аппарат задумывался Татлиным давно, у того же самого Хлебникова есть записи 1912 года, в которых зашифровано буквально следующее «Тат полетел на своем леточе», вообще в русской культуре того времени была обретения человеком крыльев.

Неизвестно каким образом так случилось, но заказ на подобный аппарат поступил Татлину от наркомата авиации в конце 20-х гг. из-за того, того что стали известны планы Германии возобновить испытания планеров легкой конструкции на основе исследований инженера и летчика конца Отто Лилиенталя. Необходимо было, чтобы аппарат не имел в конструкции большого количества металла, не отражал свет, обнаруживая себя, и мог бы беззвучно и безмоторно летать. Есть свидетельства о том, что Татлин изучал птиц, в 1925 году у него в доме жил журавль, и художник все время смотрел как журавль расправляет крылья. Татлин сделал три модели, две из которых были обтянуты парашютным шелком и готовыми к испытаниям.

Одна модель была сделална по принципу птиц, которые прыгают вниз и затем расправляют крылья, как голуби, например, а другая модель рассчитана по аналогии с движением птиц, которые скачут, разбегаются, машут крыльями и взлетают. Та модель которая сохранилась — просто демонстрационная. С ней Татлин выступал в клубах, рассказывал о своей «птице» людям. У него в эти годы родился сын Володечка, Татлин разрабатывал махолет на фоне его взросления и считал, что раз человек, родившись, не может плавать, но может научиться двигаться в воде, значит изначально, не умея летать, тоже может научиться и с десятилетнего возраста можно детей начинать учить летать на таких аппаратах.



«Летатлины» даже прошли испытания, выявились их достоинства и недостатки, но программу свернули и перестали финансировать, потому что в Германии тоже от этого отказались.

Должны ли мечты оставаться мечтами


Когда проектируешь какой-то объект, ты его измысливаешь, как некоторую идеальную форму и явление. Хочется сделать из творения конфетку, ты начинаешь предлагать сверх того, что от тебя требуется. Но когда начинается процесс реализации, то творец сталкивается с непреодолимыми явлениями, идущими от конкретных людей, их возможностей — финансовых, интеллектуальных и ремесленных. И когда видишь, что та идеальная форма, существующая в сознании и отраженная в проекте, не может быть реализована, понимаешь, что получается монстр какой-то — все теряет смысл.

В случае, если бы башню Татлина все-таки стали бы делать в те годы, она стала бы очень громоздкой, механизмы движения тел и передачи информации заслонили бы форму настолько, что изменили бы памятник до неузнаваемости.

Маркеры памяти — существующие и возможные


Имя Татлина присвоено художественной школе № 1 г. Пензы, одному из бизнес-инкубаторов. Более 15 лет на базе архитектурно-строительного университета проходит международный конференция людей, считающих себя последователями Татлина — это полезно и хорошо, но отклика и понимания у местных властей не находит. Я предлагал как раз на базе художественной школы №1 сделать музей-лабораторию Татлина, где дети могли бы работать с материалом, будь то жесть, дерево или еще что-то. Это меняет сознание, ребята начинали бы делать предметные вещи, имеющие или не имеющие функциональную нагрузку, но имел бы место синтез ремесла и творческой фантазии.

Были идеи создать в картинной галерее зал Татлина, но пока поддержки данной идеи нет. В Пензе можно было бы организовать вполне приличный музей и вписать туда образовательные проекты о современной архитектуре и дизайне, ведь Россия, породившая своим авангардом весь индустриальный дизайн топчется на месте, считайте, уже сто лет.

Художник для художников


Татлин мне близок всяким своим проявлением. Я работал в архиве, читал его документы, мне нравится даже его почерк и даже изменения в почерке в зависимости от возраста, не говоря о театральных работах и живописи Я уже говорил, что он — сущностный художник, таких очень мало. Маяковский сказал о Хлебникове что это « поэт для поэтов» , потому что массовый читатель не понимает его, а поэты которые задумываются, как рифмуются слова, как появляется смысл или даже создаются новые слова — для них это источник знаний. Татлин такой же человек, но в изобразительном искусстве — «художник для художников».

Сами художники, надо сказать, — народ честолюбивый, они любят только тех мастеров, на которых сами хотят быть похожими, мало кто хочет погружаться в сложности жизни и философию, чаще всего многие хотят получить быстрый результат с минимальными затратами. Подражательность она безвредна, но и мало продуктивна. Еще 35 Ван Гогов на свете появится — это ни к чему не приведет.

А Татлину еще и невозможно подражать. В современных академиях и ВУЗах готовят художников, которые похожи манерой на своих профессоров. Он тоже преподавал очень долгое время, но никто не стал на него похожим. Он был язвительным по отношению к ученикам, мог жестко осадить даже обожателей и всегда держал дистанцию. Некоторые считали, что за этим скрывается его пустота, а другие видели, что это настолько значимая величина в русском искусстве, что чтобы подойти к нему ближе, нужно стать примерно таким же, как он, а это невозможно.

Теги: Дмитрий Димаков: «Татлин — русский Да Винчи», Дмитрий Димаков, Владимир Татлин, Татлин, культура, художник, скульптор, архитектор, Пенза, Да Винчи, Возрождение, искусство, Леонардо, Леонардо Да Винчи, Третьяковка, Летатлин, памятники, бизнес инкубатор, Ван Гог

12
Комментарии (0)
Добавить комментарий