Вход
/
Регистрация
вход ДЛЯ пользователей

Кукольные смотрины. Игрушечный привет из прошлого

16 Марта 2017

На прошлой неделе в Музее народного творчества состоялась выставка работ студии народной куклы «Птица-Радость». Было представлено множество различных кукол, игрушек, а также масок, выполненных из разных материалов и в разных техниках.



Научный сотрудник Менькова Алла Анатольевна Менькова, курирующая выставку, представила изготовителей. Сначала свои работы описала руководитель студии Светлана Владимировна Молчанова.

— На выставке представлены произведения, выполненные за пять лет работы студии. Календарные куклы — куклы, которые делались по случаю всяких дат: солнечные праздники, зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. Зимние куклы, летние, весенние и осенние. Каждая кукла символизирует какой-то поворот в природе, который нашел свое отражение в народном быте, народном мировоззрении.

Представлены маски из папье-маше — колядные. Они связаны с зимними праздниками — Святками. Это были двухнедельные праздники, когда народ ходил по деревне, пел интересные песенки с пожеланиями удачи, богатства, благополучия. Люди надевали на себя маски.

На стендах есть маски, композиции из авторских кукол, которые рассказывают о быте, о чаепитиях на завалинке. Святочная композиция, которая представляет собой поезд из колядующих, идущий по деревне. Обряд вождения коня, который присутствовал также и в пензенской области на Троицу.



— Авторские куклы выполнены с использованием технологии народного изготовления кукол, — продолжает мастерица, — куклы с семинаров кукольников, которые собирали мастеров из Архангельской, Вологодской, Вятской, Тульской области, которые я тоже посещала. Целительские и обережные куклы и куклы, в которые играли дети.

Очень интересная композиция — куклы женской судьбы. Стоят они рядом, полукругом, одна за другой. Изготовлены и обработаны они Ириной Макарьевой. Первая кукла – невеста. Когда девушка начинает невеститься, ее начинают красиво одевать. Причем, доходило до того, что, сколько у нее сарафанов есть — столько их на нее и наденут, сколько у нее платков есть, столько их всех на нее и повяжут, положат на плечи. На крайней кукле в композиции поэтому много платочков. Дальше кукла — красота. Существовали куклы (и даже в пензенской области этот обряд был раньше) когда, вместо свадебного букета, который кидает молодая жена, выступала эта куколка. Это мог быть также головной убор, какая-то красивая вещь, которую передавали другой девушке, чтобы она тоже выходила замуж. Это означало, что девушка из невест становится женой и расстается со своей прежней девичьей жизнью и всеми ее атрибутами.

Следующая куколка в платочке — будущая мама. Под платочком прячет своего ребенка. Дальше кукла-закрутка с младенцем, прикрученным к ней. Кукла — дочки-матери, у нее дети вместо рук. (Вообще, у всех кукол нет рук. И ног у них тоже нет. Это первоначальная конструкция куклы — столбушка.) И, наконец, кукла в одеждах — это красные и черные цвета. У нее взрослые дети, их уже пора отпускать в жизнь, они выросли. И последняя кукла — в темных тонах, это кукла-бабушка. Вот этими куклами и представлена женская жизнь и судьба.



Наталья Владимировна Герасимова, ученица Светланы Владимировны, продолжила рассказ.

—Куклы театра Петрушки пришли в Россию еще с XVII века, через Запад, через Белоруссию. И в честь него весь комплекс этих кукол называется петрушечным, или перчаточным. То есть, эти куклы, как перчатки, надеваются на руку. Вот этот театр был очень известен на Руси. Куклы дед и бабка — герои любой народной сказки: о колобке, о снегурочке и других. Она — как прародители всего сущего, даже неживых предметов (колобка того же), которые они оживляют. Созданы для спектаклей. Другие герои сказок — кот и лиса, персонажи русской народной сказки, о том, как лиса вышла замуж за выгнанного из дома кота и запугала весь лес рассказами о том, что этот кот — богатырь, да так, что медведь и волк носили им дань, еду к столу. Заяц у них был посланец.

На стенде — ряд различных масок: коза. Медведь, простые маски.

— Маски создавались для ряжения, по другому — окрутов (от слова — окрутить, обмануть, перекинуться, насмешить). Использовали их скоморохи, а также жители деревень на Руси для празднования колядок, или нарождения нового Солнца. Люди наряжались в маски, совершали обход, стучались в дома, славили хозяев. За колядки или щедротки их одаривали угощениями.

Почему — коза и медведь? Эти обряды идут еще древних времен неолита. Тогда люди в основном занимались охотой, и главным их врагом был большой пещерный медведь, ему поклонялись (культ медведя). Потом, со временем появился еще один культ, которому поклонялись — культ Велеса, покровителя скота, а также музыкантов, поэтов. Так вот эта маска медведя олицетворяет того бога Медведя. Коза —это божество, приносящее себя в жертву, поскольку это источник молока, мяса, не дающий человеку погибнуть, кормящий его, и символ плодородия. Была поговорка — где коза хвостом, там овес кустом. (Наверняка, это было еще связано и с тем, что люди заметили, что навоз полезен для удобрения полей). И там, где проходят стада коз, там и поля гуще. Коза считалась священным животным, его призывали для того, чтобы увеличить урожай.

Наши предки верили, что связь с человеком после его смерти не прерывается. Она продолжается. И они приглашали на свои праздники духов предков. Этому посвящены тоже маски — предкам. Они могли быть рогатые, мохнатые, в лохмотьях, поскольку олицетворяли саму древность.

Одна из масок, вырезанная из кожи — это копия маски из Русского географического музея, найденная в слоях IX-X веков. Это реплика с той маски, которая находится в музее Санкт-Петербурга. Вообще, все эти маски изготовляли из любых подручных материалов — бересты, кожи, дерева, кусочков ткани. Мы постарались вам дать возможность самим увидеть это.

Вот такие они были, наши предки. Мудрые и, одновременно, наивные. Все подмечающие и ничему не знающие объяснений. В своих традициях они постарались передать следующим поколениям всю свою мудрость, которую накопили веками. И сейчас нам остается только читать эту книгу древностей и наслаждаться.

Фото автора


Тэги: Кукольные смотрины. Игрушечный привет из прошлого, кукольные смотрины, Музей народного творчества, выставка работ студии народной куклы Птица Радость, выставка, народная кукла, куклы, Птица Радость, Алла Менькова, Светлана Молчанова, произведение, календарные куклы, праздники, быт, Святки, авторские куклы, Троица, технология изготовления народных кукол, народная кукла изготовление, Ирина Макарьева, Наталья Герасимова, театр Петрушки, Россия, Запад, Белоруссия, Русь, спектакль

14
Комментарии (0)

Добавить комментарий
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ